Можно выделить 4 главных признака, что ребёнок не готов к школе:
1. Ребёнок не может удовлетворить простые потребности без помощи взрослого
Многие педагоги и психологи сходятся во мнении, что самостоятельность и навыки самообслуживания гораздо важнее для будущего первоклассника, чем его знания и мыслительные способности. Если ребёнок не умеет самостоятельно ходить в туалет, мыть руки, следить за своим внешним видом, школа станет ещё большим источником стресса для него. Поэтому имеет смысл заблаговременно (в возрасте 5 или 6 лет) выделить хотя бы год, чтобы подготовить ребенка к этим аспектам школьной жизни дома или при помощи воспитателей в детском саду.
2. Не знает имён и фамилии родителей, не ориентируется во временах года, в сутках и в пространстве
Вопреки мнению многих современных родителей, общий кругозор – один из важных показателей готовности ребёнка к школе, именно поэтому задания на его проверку входят в большинство вариантов тестирования будущих первоклассников. Развивают кругозор в большей степени не специальные занятия дома и в детском саду, а продуктивное и богатое разными речевыми оборотами общение со взрослыми и сверстниками, а также домашние поручения. Поверьте, когда ребёнок в игре или обычном разговоре понимает, что ему необходимы эти знания, он сделает всё, чтобы получить их и усвоить.
3. Отстаёт от сверстников сразу по нескольким параметрам
В силу разных причин, у ребёнка к началу школьного обучения могут быть нарушены или развиты недостаточно некоторые физические навыки или психические функции. То есть речь идет не о навыках чтения, письма и счёта.
К физической готовности к школе относят:
- Общее состояние здоровья (нормальна работа органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, психики и т. д.)
- Достаточное развитие мышц и связок, мозговых структур, других органов и систем организма (например, способность сидеть за партой и удерживать прямую спину в течение урока);
- Достаточное развитие навыков зрительно-пространственной и двигательной координации (способности действовать по образцу, стоять на одной ноге с закрытыми глазами, прыгать на одной и двух ногах, начинать и останавливать действие по сигналу, контролировать нажим карандаша и его движение по листу).
- Помогают «догнать» сверстников в физическом развитии: контроль за питанием, режимом и состоянием здоровья, упражнения на координацию, бег и другие спортивные занятия, нейропсихологические упражнения.
К психологической готовности относится:
Психологическая готовность предполагает развитые по возрасту:
- Восприятие – способность повторить различные слова и ритмы на слух, узнать предмет по его контуру, ориентироваться в пространстве листа и комнаты, различать цвета, размеры, плоские и объёмные формы, звуки разной громкости;
- Память и внимание – способность запомнить и назвать, показать, воспроизвести 5-10 знакомых объектов, слов или звуков, сюжет небольшого рассказа или картины, найти 5-7 отличий между предметами или картинками, воспроизвести последовательность из геометрических фигур, движений и т. д.;
- Мышление и речь – умение сравнивать, объяснять, рассуждать, задавать вопросы и отвечать на них, находить и описывать причинно-следственные связи, работать с образами, числами, простейшими понятиями, логическими построениями, выполнять действие по наглядному образцу;
- Способности к пониманию эмоций и их регуляции, контролю движений, действий – сюда, помимо содержания модного понятия «эмоциональный интеллект», относятся умение ставить цель, осознавать её и делать шаги к её достижению, готовность выполнять инструкции педагога, способность делать не только то, что «хочется» или «нравится», но и то, что «надо».
- Сформированная мотивация, которая определяется тем, насколько ребенок хочет учиться и понимает необходимость учения.
4. Сильно устаёт после занятий «за столом», в детский сад ходить не любит, желания идти в школу – нет
Помогает подготовиться к школе мотивационно:
- посещение детского сада, секций, кружков,
- много общения со сверстниками и взрослыми,
- дружелюбная атмосфера дома, в саду, на дополнительных занятиях и во дворе. Ребенку должно доставлять удовольствие посещение детского сада.
Точно не стоит ругать или стыдить ребёнка, который не хочет в школу, не стоит тратить время на нравоучения – ребенку сейчас очень нужна Ваша уверенность, помощь и поддержка, поэтому дайте ему их.