Проблема интернет-зависимости современных детей

Современные дети отличаются от детей предыдущих поколений. Стремительно меняющийся темп и образ жизни людей, обилие информации, оказывают огромное влияние на характер детей и развитие личности. Проблемы детей сегодня формируются, в основном, благодаря стремительно развивающимся технологиям и мощному информационному потоку. Психика ребенка неустойчива и подвержена влиянию со стороны.

Резко возросшая информированность детей вызывает повышенную потребность к восприятию этой информации, зачастую ненужной. Повышенная потребность к восприятию информации заставляет ребенка постоянно искать возможности ее удовлетворения. И если ребенок не получает необходимой «порции» информационной энергии, то начинает проявлять агрессию.

Сегодня все острее встает проблема обеспечения безопасности наших детей в Интернете. Интернет представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с тем, что возраст, в котором ребенок начинает работать с Интернетом, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. Родители должны быть информированы о способах обеспечения безопасности в сети Интернет.

Подключаясь к Интернету, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны родители. Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего:

  • Угроза заражения вредоносным ПО. Ведь для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, сменные носители информации или скачанные из Интернет файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения вирусов.
  • Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера;
  • Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;
  • Неконтролируемые покупки. 

Большой психологической проблемой современных подростков является интернет-зависимость — это такое отклонение в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками. Ребёнок становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования. Наступает психическая и физическая зависимость. Человек, заболевший интернет-зависимостью, стремиться уйти от своих жизненных проблем в виртуальный мир и там изменить свое психическое состояние. У подростков зависимость от интернета может говорить о наличии психологических сложностей – нереализованности в кругу общения, проблемных отношений в семье, сложностей с учёбой, от которых подросток прячется в более успешной виртуальной жизни.

Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого ребёнка. То, что современные дети некоторое время проводят онлайн и черпают информацию из интернета, – это нормально. Всё-таки мы живём в век цифровых технологий. Если поведение ребёнка не изменилось, успеваемость в школе не ухудшилась, настроение и самочувствие хорошее – причин для тревоги, скорее всего, нет. Когда же стоит обеспокоиться?

Психологические симптомы:

  • Если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде (более 6 часов в неделю); невозможность остановиться;
  • Если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он пропускает школу, перестал выходить погулять и т.д.; пренебрежение семьей и друзьями;
  • Если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;
  • Если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (чаще агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;
  • Если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах «в сети»; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  • Если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.

Физические симптомы:

  • Синдром запястного канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  • Сухость в глазах;
  • Головные боли по типу мигрени;
  • Боли в спине;
  • Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • Пренебрежение личной гигиеной;
  • Расстройства сна, изменение режима сна.

Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:

  • Игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;
  • Зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению; Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в «реале».
  • Навязчивый веб-сёрфинг — хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит в контакте или на «одноклассниках», то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится.

Кто больше зависим от игр на компьютере?

Дети тех родителей, которые мало бывают дома, дети родителей-трудоголиков, которые постоянно заняты на работе.

  • Самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст — это 12-15 лет.
  • Мальчики. По статистике на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков. Связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Окружающие видят, что подросток чрезмерно увлекся компьютером, только он сам остается слеп к своему пристрастию. Крики, угрозы, просьбы вряд ли помогут. Необходимо постараться договориться, взывать к разуму, а козырями должны стать реальные факты, найдите кого-то, чье мнение для него имеет значение (друга, брата, отца).

Проанализировать, какие проблемы лежат в основе интернет-зависимости, почему ребенок «убегает в виртуальный мир» – это могут быть и проблемы в семье, с родителями, и несчастливая любовь, и неуверенность в себе, и сложности в учебе. Если вы найдете «слабое звено», то необходимо сделать все, чтобы устранить его – поднять самооценку, постараться наладить обстановку в семье, ликвидировать проблемы в учебе и т. д.

Как бороться?

Как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой, а именно:

  • не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребёнка с интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни, обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и саморазвития;
  • установить чёткие рамки пользования интернетом (только постарайтесь обойтись без запретов – их-то как раз больше всего хочется нарушать, лучше просто регламентировать время нахождения в сети);
  • не упускать из виду активность ребёнка в соцсетях. Причём не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно «подружиться», регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях. Вы же современные родители современного ребёнка!

Ну и конечно, очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений и различных форм активности, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны. Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.

Если всё же проблема интернет-зависимости уже возникла – первым и самым важным шагом является установление так называемого родительского контроля. Это специальный софт (прогр.обеспечение), с помощью которого можно контролировать, как долго ребёнок сидит в Интернете, какие сайты посещает, что делает. Более того, программы родительского контроля способны не только информировать родителей о деятельности ребёнка, но и регулировать время его нахождения в Сети, блокировать те или иные сайты, или устанавливать допустимую продолжительность работы на них.

Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка.

Контролируйте время, которое ребенок проводит за компьютером. Можно составить четкий график, повесить его над компьютерным столом, чтобы ребенок знал, когда можно, а когда нельзя. И не будет разногласий по поводу того: «Ну, мам, я же только сел!» График предварительно согласуйте с ребенком. Можно поставить таймер. Соблюдение этих простых рекомендаций поможет вам предотвратить будущие проблемы, связанные с интернет-зависимостью детей и подростков.

Подводя итоги, можно сделать вывод: психологические проблемы детей в современном обществе обусловлены чрезмерным потоком информации и неспособностью направить ее в нужное русло.

В первую очередь родители должны понимать то, как важно быть другом своему ребенку и стараться «дышать с ним в одном ритме», даже если вам порой кажется, что слишком не похож на вас. Это ваш ребенок, а значит – он часть вас и только от вас зависит то, каким он вырастет.

Прокрутить вверх